?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


зеленый - следы матриархата, оранжевый - существующие доказательства
    
Женский след
География матривлияния
   
Мы решили посмотреть, насколько широко было и остается матривлияние в мире. При ознакомлении с этим разделом, следует помнить, что информация о матривлиянии, как минимум, в современных источниках не заостряется, и искать ее по разным народам весьма сложно даже при нынешних информационных системах. Поэтому здесь отражена только та часть сведений о народах, информация о матривлиянии у которых оказалась нам доступна. И все же мы были удивлены масштабами матривлияния даже в наше время.
   
Азия. В различных местах Азии сохранились следы матриуклада.
   
Так, в Японии всегда были женщины-самураи (Онна Бугэйся), наиболее известными из которых были Хангаку Годзен, которая командовала 3000 воинами при обороне от 10000-ной армии. Накано Такэко, которая принимала участие в обороне замка Айдзу после падения сёгуната Токугава, погибла в бою, а также Ямакава Футаба, Ямамото Яэко.
   
Малаяли — народ в Индии, штат Керала, более 35 млн. чел. До середины XX века (на данный момент произошли изменения в сторону патриархата) основа семьи — материнский род, семьи проживают матрилокально, счет родства — матрилинейный, распространена полиандрия.
   
Ранатхари — народ, проживающий в Индии и Непале. Сохранился матриархат.
   
Кхаси — народ в Индии, штат Мегхалая, около 1 млн. чел. Материнский род. Передача имени и имущества по женской линии, семьи проживают матрилокально. Там же проживает народ гаро, также сохранивший матриархальный уклад.
   
Юан — народ, проживающий в Таиланде и Лаосе. Счет родства ведется и по женской, и по мужской линиям. Наследует младшая дочь с мужем. Семьи проживают матрилокально и неолокально.
   
Зярай — народность Вьетнама. Развиты матрилинейные роды.
   
Мнонги — народ Вьетнама. Заключаются как патрилокальные, так и матрилокальные браки. Счет родства дочерей ведется по материнской линии, сыновей по отцовской.
   
Раглай — народ Вьетнама. Матрилинейный счет родства.
   
Теро — народ Вьетнама. Семьи проживают матрилокально, затем неолокально. Наследование по женской линии.
   
Тямы (чамы) — народ, проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. Общая численность около 500 тыс. чел. Западные тямы в противовес восточным сохраняют матриархат. Главной в роду считается бабушка, родство считается по матери, наследство передается по женской линии, невеста выбирает жениха.
   
Чуру — народ Вьетнама. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально.
   
Эде — народ Вьетнама, около 230 тыс. чел. Сохранилась матрилинейная организация родов.
   
Коми и удмурты - Остатки матриархата наблюдались еще в XIX веке: роды носили имена женщин - основательниц рода. Матрилинейный счет родства. Впрочем. Ряд авторов указывает на наличие матриархата в прошлом у всех финно-угорских народов.
   
Коряки (кереки) — коренное население полуострова Камчатка. В прошлом — основа общества — большая материнская семья.
   
Эскимосы — народ, составляющий коренное население от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски и восточного края Чукотки. Общая численность около 170 тыс. чел. Матриархат. Счет родства предпочтителен по материнской линии. Материнский род. Семьи проживают матрилокально.
   
Юкагиры — коренное население Восточной Сибири. Вплоть до прихода тунгусов сохранялись материнско-родовая община, семьи, соответственно, проживали матрилокально, счет родства по материнской, свобода девушек вплоть до замужества.
   
Алеуты — проживают на Командорских островах, в Камчатском крае. Вплоть до прихода русских у алеутов был матриархат, остатки которого сохранились и по сей день.
   
Матриархальные отношения были характерны для всех народов Крайнего Севера. Их остатки видны в большей или меньшей мере в зависимости от степени сохранения древних легенд и обычаев. К примеру, у чукчей, камчадалов и юкагиров в шаманизме встречается ритуал «превращения в женщину». Аналогичные ритуалы встречаются и в Индонезии, и в Южной Америке. Но это лишь остатки утраченной религиозной концепции, ведь у этрусков превращение в женщину было частью сложного философски осмысленного ритуала.
   
Казахстан — смена матриархата на патриархат датируется обычно IV веком до н.э. Среднеазиатские племена, массагеты и саки долго сохраняли различные элементы матриархата. Женщины играли важную роль в жизни этих народов, воевали. Были примеры и женщин, возглавляющих войска — Зарина и Томирис (Тамара). В Казахстане обнаружены многочисленные захоронения женщин-воинов, предания о которых сохранились до сих пор, также как и матриуклад в некоторых областях.
   
В эпосе народа каракалпаков, проживающих на территории Узбекистана и Казахстана, сохранилась поэма «Карк кыз» - «Сорок девушек», повествующая об амазонках, проживающих на острове, которые в трудный для родины час становятся на ее защиту. Но такие эпосы не возникают на пустом месте, и, действительно, вплоть до 20 века у каракалпаков сохранялись остатки матриархального уклада.
   
Буряты — народ в РФ, Монголии и Китае. Эпосы бурятов позволяют говорить о наличии в прошлом матриархального устройства, поскольку основная главенствующая роль принадлежит женщине-старейшине Манзан-Гурмэ, наряду с мужчинами воинами присутствуют и женщины-богатырки, и могущественные враги-женщины мангадхайки.
   
Башкиры — коренной народ Южного Урала и Приуралья. Во время войны с царской Россией башкордские женщины были в первых рядах воинов. В ходе башкордской войны 1735-1740 гг., были взяты в плен с оружием в руках Шара Касимова, Фатима Биктимирова, Ятбиха и Рабакат Бикбаевы. Остатки матриархального уклада сохранялись у Башкиров, даже несмотря на влияние мусульманства — девушки выбирали себе мужей, никогда не носили паранджи.
   
Женщины в башкордском обществе занимали самое высокое положение, всегда оставались свободными, не знали, что такое затворничество и никогда не носили паранджи.
   
Народы Северного Кавказа — адыги, балкарцы ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетинцы, черкессы, чеченцы и др. В нартском эпосе, распространенном у народов Северного Кавказа, прослеживаются явные черты матривлияния. Это и материнская родовая община, и женщины-богатырки, и «мать нартов» Сатаней. Смена матриархального уклада на патриархальный произошла, по всей видимости, в период мусульманского завоевания Северного Кавказа. Хотя, как указывает Марет Цароева, почитание женщин и Богини-матери у вайнахов5 сохранялось вплоть до 19 века. В.А. Кузнецов подчеркивает несомненную связь матриархального мотива нартского эпоса с савромато-сарматским матриархатом.
   
Сарматы — народ, населявший степные районы от южного Урала и западного Казахстана до Дуная примерно с IV века до н.э. до IV века н.э. Присутствовали материнский род, поклонение Богине-матери. Данные древних историков указывают на то, что сарматские женщины были воинами, что подтверждается захоронениями женщин с оружием. Наряду с этим женщины выполняли роль жриц.
   
Данные о скифских и сарматских женщинах-воинах остались не только в письменных источниках, но и подтверждены археологически. Так, в женских захоронениях Северного Причерноморья наряду с чисто женскими предметами — бусами, зеркальцем, обнаруживается и оружие.
   
Аналогичные находки известны и в Воронеже, где в 1998 году было обнаружено несколько могил «амазонок», и в районе Мераге (Иран).
   
В районе городка Спасск-Рязанского расположены остатки села Старая Рязань. У реки Проня, которая является притоком Оки с северной стороны в 2008 г. было обнаружено поселение, принадлежащее древней цивилизации IV - V вв. н.э. до славянского заселения на эти земли. Археологами обнаружены многочисленные захоронения «амазонок».
   
Ближний Восток
   
Выше мы уже указывали сведения о правлении женщин в древности в этом регионе. Также стоит вспомнить и женский институт жречества в древнем Шумере, и ритуал священного брака. Но на Ближнем Востоке следы матриархата сохранились и по сей день.
   
Курды — иранский народ. Этнографическая область — Курдистан, заселенная в основном курдами, поделенная на данный момент между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Общая численность около 25 млн. чел. Курдская женщина по сравнению с другими женщинами Востока пользуется большей свободой и независимостью, большим уважением мужчин. Отметим, что курдские женщины никогда не носили чадры. В истории известны курдские женщины-воины.
   
Этнически к курдам относятся и езиды — народ, проживающий на севере Ирака. Общая численность около 3 млн. чел. У езидов Ирака до сих пор сохраняются остатки матриархата — так уважаемыми в обществе являются женщины-старейшины. Представляет интерес и особая религия езидов, езидизм. В частности и потому, что перекликается с осетинским эпосом. Несмотря на то, что мы привыкли воспринимать слово «сатана, шайтан», как эпитет дьявола, в езидских книгах указано, что слово «шайтан» нельзя произносить, поскольку это имя бога. В осетинском же эпосе сохранился образ Сатаны (Шатаны, Сатаней) как матери богатырей, восходящий, вероятно, к древней богине-прародительницы.
   
Проживающие же в Мордовии езиды сохранили древний уклад — роды возглавляются женщинами-старейшинами, и это подтверждает мнение о бытовавшем ранее матриукладе у всех курдов.
   
Впрочем, представления европейцев о положении женщины на Ближнем Востоке несколько не соответствуют действительности. Путешественники отмечают, что и в Иране очень высока роль женщин в обществе. Как же так? Мы всегда считали, что в мусульманских странах востока женщина находится в угнетенном положении. В действительности это верно лишь для некоторой части Ближнего Востока, но в основном речь идет о среднеазиатском регионе, и опять же лишь некоторой его части.
   
Как мы уже указывали, патриархат характерен для кочевых племен и народов-завоевателей. Похоже, что именно т.о. патриархат и был принесен, как мы уже указывали, на Ближний Восток войсками монголов в XIII веке. Во-первых, речь идет о полигамии. Относительно наличия полигамии у мусульман в раннем периоде данные есть, по крайней мере, о самом пророке Мухаммаде. Однако, надо понимать, что, с одной стороны, сам Мухаммад вел завоевательную войну и мог просто оберегать некоторых женщин путем брака от опасности войны, с другой же, эта информация не указывает на широкую распространенность полигамии на Ближнем Востоке. Это подтверждает и моногамия, сохранившаяся, к примеру, у тех же курдов и друзов.8 В то же время полигамия у кочевых монголов была нормальным явлением. Кроме того, привнесенной из Средней Азии является и традиция ношения женщиной различных платков и повязок, закрывающих лицо, которая восходит к древним монгольским обычаям, видимо, связанных с пылью во время перемещения скота и орд по степи. Хотя и у ближневосточных, и у ряда среднеазиатских народов, у которых женщины пользовались свободой в обществе, полигамия не прижилась, как, например, у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и горных таджиков.
   
И это подтверждает, что восточный патриархат получил усиление не столько в силу религиозных, мусульманских, устоев, сколько в силу насаживания культуры конкретного народа в период завоевательных войн. К слову, это подтверждается сохранившейся у жителей Ближнего Востока в отношении представителей среднеазиатских народов враждебного отношения (такую ситуацию описывают в отношении иранцев), подоплекой же такой вражды являются, по всей вероятности, более древние исторические события.
   
Островные народы – носители матривлияния
   
На острове Суматра (Суматера), который располагается в Индонезии практически на экваторе, и близлежащих островах до наших дней проживает народ минангкабау. Общая численность более 6 млн. чел. Общественное устройство — матриархат. Род возглавляется женщиной, наследование осуществляется по женской линии. Семьи проживают матрилокально, то есть муж живет в семье жены. Даже само предложение о браке и соответствующий обряд сватовства осуществляется со стороны невесты. Данные о народе минангкабау позволяют сделать вывод о том, что предположения о примитивности матриархальных обществ не верны, так как этот народ является одним из наиболее развитых в регионе.
   
Керинчи - народ в Индонезии, остров Суматра. Численность около 180 тыс. чел. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально, матрилинейное наследование.
   
Мамак - народ в Индонезии, остров Суматра. Матрилинейная организация родов, вождь — мужчина. Семьи проживают матрилокально.
   
Горонтало — народ в Индонезии, остров Сулавеси. Около 500 тыс. чел. Семьи проживают матрилокально и неолокально.
   
Даяки — аборигены острова Калимантан. Общая численность около 3 млн. чел. Пример равноправия: семьи проживают и матри- и патрилокально, имущество делится между детьми вне зависимости от пола.
   
Народ наси, проживающий в провинциях Китая Юньнань и Сычуань. Также вплоть до наших дней у народа наси действующий матриархат, который выражается в передаче имущества по женской линии. У народа мосо, также принадлежащего наси, во главе рода стоит женщина-матриарх, существует традиция «приходящих мужей». В лексиконе мосо отсустствуют слова «отец» и «муж», но наряду с этим нет и слов «убийство», «насилие», «грабеж», что говорит об отсутствии или редкости таких явлений. Таким образом, несмотря на заниженную роль отцовства, организация общества мосо демонстрирует эффективность в отношении проявления агрессии и воинственности. Хотя традиции и устройство общества мосо опровергают версию о бесправном и угнетенном положении мужчин. Во-первых, мужчины играют в обществе мосо существенную уважаемую роль «хранителей народа», наставников-воспитателей детей. Во-вторых, сама версия о возможности угнетения мужчин представляется довольно абсурдной — в патриархальных обществах фактами бесправного положения женщин могут быть не только отсутствие избирательного права или невозможность выбора мужа при узаконенной полигамии. Важным, и часто умалчиваемым аспектом, является применение насилия по отношению к женщинам. В то же время таких фактов по отношению к мужчинам в матриархальных обществах нет, да и быть не может в силу физического превосходства мужчины над женщиной. Поэтому положение мужчины в матриархальном обществе может регулироваться исключительно с учетом его волеизъявления.
   
В легендах мосо сказано, что они пришли с севера, как полагают исследователи, с Тибета. Действительно, у некоторых народов Тибета, также до сих пор сохранились матриархальные традиции, в частности многомужество (полиандрия). Если рассматривать данные по Шумеру, амазонкам Ливии, для матриархальной культуры было характерно «селекционирование» потомства, и решалась эта задача в частности отбором «пришлых мужей». Многомужество в корне противоречит этому принципу, поэтому полиандрия, распространенная также у северных жителей алеутов и эскимосов,10 некоторых народов южной Индии, вероятнее всего, указывает на искажение более древней культуры.
   
В той же провинции Юньнань проживает и народ Лы, сохранивший в ряде случаев матрилинейность.
   
Аборигены Тайваня. Общая численность около 407 тыс. чел. В древности матриархат. Сохранили черты матриархата — возглавляют род зачастую избираемые женщины-старейшины. Наследование матрилинейное, семьи проживают матрилокально.
   
Ами — наиболее многочисленная народность тайваньских аборигенов — около 168 тыс. чел.. Матриархат.
   
Сирая — народность тайваньских аборигенов. Матриархат.
   
Тетумы — народ острова Восточный Тимор в Индонезии. Матрилинейный счет родства.
   
Маори — коренное население Новой Зеландии. Общая численность около 530 тыс. чел. Действующий матриархат. Хотя на самом деле, скорее сбалансированная система — в вопросах семьи главенствует женщина, в вопросах внешней политики — мужчина, который является вождем. Наряду с этим важную роль выполняют женщины-матриархи.
   
Каролинцы — народ, проживающий на востоке Каролинских островов (Микронезия). Матриархат.
   
Косраэ — народ, проживающий на острове Кусаие (Микронезия). Матрилинейные кланы, вождь — мужчина.
   
Маршалльцы — коренное население Маршалловых островов (Микронезия). Матрилинейные кланы, вождь — мужчина.
   
Палау - народ, проживающий на острове Палау (Микронезия). Матрилинейный род. Мужские и женские союзы.
   
Трук - народ, проживающий на острове Трук (Микронезия). Общество состоит из 40 матрилинейных родов.
   
Чаморро — аборигены острова Гуам. Матрилинейный род. Вождь — мужчина, женщины входили в совет.
   
Яп — народ Микронезии. Как матри-, так и патрилинейные роды.
   
Остатки матриархата в той или иной мере сохранились практически у всех народов Океании. Так, на островах Тонга сестра занимает более высокое социальное положение, нежели ее брат, на островах Фиджи муж является «приходящим», заботы о детях лежат на их дяде с материнской стороны.
   

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
gipsylilya
10 янв, 2013 15:55 (UTC)
спасибо
mariko_11
10 янв, 2013 16:03 (UTC)
Пожалуйста!
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Декабрь 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel